Блог

Менеджер по продукту (Product manager) в IT-сфере

Личный опыт
Создание ценности, активности, слаженной системы и результативности ИТ-продукта — основные обязанности Менеджера по продукту. Кажется, что перечисленные задачи входят в обязанности CEO, но менеджеры по продукту обладают навыками, необходимыми для управления и именно поэтому они — «мини-генеральные директора».

Обязанности менеджера по продукту часто путают с ролью руководителя, на самом деле компетенции менеджера находятся на стыке бизнеса, технологий и пользовательского опыта (UX). Роль менеджера по продукту охватывает множество действий от стратегических до тактических. Это важная кросс-функциональная координация отделов разработки, маркетинга и технической поддержки.

Какие обязанности выполняет менеджер по продукту в ИТ и какими качествами нужно обладать, чтобы быть эффективным специалистом?
Шынар Галиева

Директор по продукту idocs
Директор по продукту idocs — Шынар Галиева делится топ-5 навыками продакта из собственного опыта:

Технические навыки менеджера по продукту

Менеджеры по продукту в ИТ должны обладать инженерными навыками. Базовые знания кодирования и процесса разработки облегчают работу с командой разработчиков. Понимание реализации ИТ-продукта способствует эффективному взаимодействию с программистами и разработчиками, так как вы не будете ставить сверхъестественные задачи и разработчики не будут вынуждены объяснять каждое действие пошагово.
Есть много технических аспектов, таких как знание алгоритмов, структур данных, участие в жизненном цикле разработки программного обеспечения, вопросов безопасности и многого другого. Эти знания важны, чтобы реалистично оценивать сложность технической задачи и усилия для их выполнения при разработке.

Дизайнерское мышление продакт-менеджера

Дизайн-мышление — неотъемлемая часть процесса разработки и управления продуктом. Менеджеру по продукту важно объединять креативность, бизнес-показатели и технические процессы для оптимального взаимодействия пользователей с продуктом.
Дизайн-мышление — это творческий подход к инновациям и он ориентирован на человека. Внимание на потребителе, его желаниях и потребностях — главный ресурс для решения проблем пользователя. Фокус на точке зрения потребителя является самым эффективным инструментом.
Важно изначально видеть смысл продукта и в дальнейшем развивать его “липкость” и обеспечивать беззаботный пользовательский опыт.
Нужно создавать условия радующие пользователей и тем самым увеличивать их количество. Необходимо создавать волшебные моменты, которые отличают ваш продукт от конкурентов и удерживают ваших клиентов.

Развитие бизнес-навыков в управлении продуктом

Деловая хватка и знание бизнес-языка нужны для понимания рентабельности продукта. Менеджеру по продукту нужно уметь оценить бизнес-идею или продукта на основе рыночного потенциала. Соответственно, нужно владеть базовыми бизнес-навыками и понимать финансы, рыночные тенденции, аналитику рынка, стратегию роста, сегментацию аудитории, прогнозирование, юнит-экономику и стратегию выхода на рынок.
Кроме того, менеджеру по продукту нужно уметь информировать акционеров о текущих и прогнозируемых доходах, обосновывать бюджет на разработку продукта. Также важны аналитические навыки, умение работать с данными и принимать решения на основе цифр.

Мастерство коммуникации для Product Manager

Эффективный менеджер по продукту — связующее звено между компанией и рынком. Поэтому наряду с техническими навыками, продакт обеспечивает здоровое общение и взаимопонимание между членами команды и клиентами.
Умение взаимодействовать с широким кругом людей невозможно без способностей четко доносить мысли, понимать свои эмоции и чувства других, уважать и принимать мнение собеседника, слушать, наблюдать и анализировать. Методы коммуникации могут быть разными, но общие принципы остаются.

Тайм-менеджмент и эффективное управление продуктом

Управление разработкой, переговоры с акционерами и клиентами, планирование стратегии, маркетинговые исследования, анализ продаж — лишь небольшая часть обязанностей менеджера по продукту. В потоке переговоров и других важных встреч очень важно уметь управлять временем.
Планирование, определение реалистичных сроков и умение поддерживать эти сроки на протяжении жизненного цикла продукта так же входит в список ключевых навыков продакта.
Но недостаточно просто составить список задач. Тайм-менеджмент не про “делать больше”, а про “делать то, что является наиболее важным”. Значительный аспект тайм-менеджмента – расстановка приоритетов. График дел поможет в долгосрочной перспективе, а организованность это приобретаемый навык, который спасет вас от паники и выгорания и поможет оставаться на плаву.

Заключение

Все перечисленное — лишь фундаментальные навыки менеджера по продукту. Если у вас уже есть определенные базовые знания, то приступайте сразу к практике. Только на практике ваши навыки укрепляются и совершенствуются. Спектр обязанностей не ограничивается перечисленными выше функциями. Ведь в конце концов, Вы помните в каком изменчивом мире мы живём. Тем временем профессия продуктового менеджера сегодня набирает обороты быстро и на дальнюю дистанцию.
Ну и напоследок, любая работа не так сложна, когда в ней есть место легкости и желанию достичь новых высот.
Чтобы вдохновиться опытом запуска отличного продукта, читайте наши рекомендации по книгам для начинающих предпринимателей в блоге idocs: 8 книг для начинающих предпринимателей

Сделайте свою работу проще с idocs!
Оставьте заявку и узнайте, как электронный документооборот поможет вам сэкономить время, деньги и затраты на документооборот.